4,81 Mb.НазваниеУчебное пособие является комплексной частной методикой препо]давания русского языка как иностранногостраница11/63Дата конвертации05.09.2012Размер4,81 Mb.Тип 11 ИНТОНАЦИЯ ИНТОНАЦИЯ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ Интонация русских предложений в основном похожа на ин]тонацию английских предложений, поэтому ее усвоение не вы]зывает у учащихся больших затруднений. Однако имеется также существенное различие, на которое необходимо обратить внимание учащихся. Так же как в английском языке, в русском языке имеется два основных типа интонации нисходящая и восходящая. Разли]чие состоит в том, что в русских предложениях тон изменяется (по]нижается или повышается) на ударном слоге последнего слова, ко]торый может быть в слове последним или не последним, в то вре]мя как в английском языке изменение тона происходит на последнем слоге последнего слова независимо от ударения. Интонация повествовательного предложения При ознакомлении учащихся со структурой первых русских по]вествовательных предложений: Это Антон; Он дома формули]руем правило. В повествовательных предложениях нисходящая ин]тонация. Тон понижается на ударном слоге последнего слова. При наличии последующих заударных слогов он остается на том же уровне: Сходство с интонацией английских повествовательных предло]жений имеется в том случае, когда последнее слово имеет ударение на последнем слоге. Поэтому для иллюстрации нисходящей инто]нации в первую очередь предлагаем именно такие предложения: Он студент; Вот журнал. Интонация этого типа не вызывает у уча]щихся никаких трудностей. Во вторую очередь приводим предло]жения, в которых последнее слово имеет ударение на предпослед]нем или предпредпоследнем слоге, и сравниваем их интонацию с интонацией английских предложений: В упражнениях закрепляем дифференцирование оба типа ин]тонационных конструкций. Интонация вопросительного предложения Непосредственно после представления интонационных конст]рукций повествовательных предложений целесообразно привести интонационные конструкции вопросительных предложений с вопросительным словом, поскольку в русском языке, в отличие от английского, они также имеют нисходящую интонацию. Приводим правило. В вопросительных предложениях с вопросительным сло]вом (кто, где и др.) нисходящая интонация. Тон голоса понижается на ударном слоге последнего слова. При наличии заударных слогов он остается на том же уровне. Вопросительное слово произносится более напряженно и на более высокой ноте: В упражнениях также дифференцированно закрепляем оба типа интонационных конструкций данных вопросительных предложений. С определенным временным отрывом знакомим учащихся с ин]тонацией вопросительного предложения без вопросительного сло]ва. В обоих языках в этих предложениях восходящая интонация, но имеется то же различие, что и в предшествующих типах предложе]ний. Формулируем правило. В вопросительных предложениях без вопросительного слова восходящая интонация. Тон резко повыша]ется на ударном слоге последнего слова. При наличии последующих заударных слогов он резко падает на следующем безударном слоге и далее не изменяется: Тон поднимается выше, чем в английских предложениях с восхо]дящей интонацией. Подчеркиваем важность правильного интониро]вания (резкого повышения, а затем понижения тона) русских вопро]сительных предложений без вопросительного слова, так как вопрос в них выражается только интонацией при сохранении того же порядка слов, что и в соответствующих повествовательных предложениях. Сравниваем интонацию русских и английских предложений, не]сколько утрируя повышение тона в русском предложении: Оба типа интонационных конструкций также закрепляем раздельно. Интонация перечисления Интонация предложения, содержащего обобщающее слово и од]нородные члены, совпадает с интонацией аналогичных английских предложений: часть перед перечислением и часть, выражающая пе]речисление, имеют нисходящую интонацию: Учащиеся по аналогии с английским языком обычно правильно интонируют данные предложения, поэтому нет необходимости спе]циально говорить об их интонации. Интонация переспроса Интонация переспроса в русском языке восходящая, такая же, как в вопросительных предложениях без вопросительного слова, и соответственно отличается от интонации переспроса в английском языке. Усвоив интонацию русских вопросительных предложений, учащиеся легко воспроизводят также интонацию переспроса путем переноса уже приобретенного ранее навыка. Поэтому в большинстве случаев нет необходимости специально ее комментировать. Доста]точно предложить учащимся правильно интонационно воспроиз]вести несколько микротекстов типа: Интонация восклицательных предложений Восклицательные предложения в русском языке имеют специ]фическую интонацию, отличную от интонации аналогичных анг]лийских предложений. Знакомим с ней учащихся параллельно с изучением структуры предложений с вопросительным местоиме]нием какой. Даем правило. В восклицательных предложениях тон повышается на первом ударном слоге, потом сохраняется на том же уровне и резко понижается на последнем ударном слоге последнего слова предложения и далее не изменяется. Приводим интонационную конструкцию в двух предложениях со словами какой и как: Предлагаем упражнения на правильное прочтение, образование и произношение восклицательных предложений. Интонация вопроса типа А вы? Знакомя учащихся с вопросами типа А вы?, необходимо объяс]нить, кроме их структуры, отличной от структуры смысловых ана]логов в английском языке, также их специфическую интонацию двух типов. Даем учащимся следующее правило: 1) если последний слог вопроса ударный, тон резко повышается на последнем слоге; 2) если после последнего ударного слога следует безударный слог, тон по]нижается на ударном слоге и повышается на следующем безудар]ном и далее не изменяется. Приводим примеры: Для закрепления данных интонационных конструкций предла]гаем учащимся прочитать микротексты, содержащие вопросы это]го типа; правильно интонировать самостоятельно составляемые вопросы такого типа к заданным высказываниям. ИНТОНАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ Сложносочиненные предложения Сложносочиненные предложения в русском и английском язы]ках имеют сходную интонацию, кроме вышеуказанного отличия в отношении слога, на котором меняется тон. Усвоив это различие на материале простых предложений, учащиеся легко овладевают ин]тонацией русского сложносочиненного предложения. Приводим правило. В сложносочиненных предложениях первая часть имеет восходящую интонацию, вторая нисходящую. При произнесении между обеими его частями делается пауза. Даем также правило пун]ктуации о случаях отделения обеих частей запятой:
ИНТОНАЦИЯ - Учебное пособие является комплексной частной методикой препо]давания русского языка как иностранного
Комментариев нет:
Отправить комментарий